Боевые корабли мира

Итальянские и английские “цитадельные” броненосцы.
“Инфлексибл”, “Дуилио”, “Италия”, “Лепанто”.
История создания и службы.

Инфлексибл” стал логическим завершением первой фазы эволюции броненосца, типичного представителя так называемых цитадельных (или “редутных”) линкоров.

Впрочем, первыми идею подобных суперкораблей выдвинули не англичане, а главный кораблестроитель итальянского флота Бенедетто Брин. Ее подхватил морской министр Симон ди Сан-Бон, занявший свой пост в 1873 году и сразу же начавший настойчиво проводить в жизнь программу возрождения национального флота. Будучи реалистом и понимая, что строительство многочисленных броненосцев Италии не по зубам, министр по достоинству оценил предложение Брина компенсировать недостаток количества качеством. Так родился “Дуилио” — линкор, ставший рекордсменом по числу эпитетов “самый-самый”. Он должен был ни много ни мало нести самые мощные в мире пушки, самую толстую броню, иметь превосходство в скорости над любым иностранным броненосцем и при этом размерами не превышать зарубежные аналоги!

Разумеется, итальянская промышленность того времени самостоятельно осуществить замысел Брина была не в состоянии. Поэтому конструктор изначально ориентировался на международное сотрудничество. В результате на национальных верфях строились только корпуса, а вся “начинка” — паровые машины, котлы, механизмы, артиллерия и броня — приобреталась за границей. Причем итальянцы оказались весьма привередливыми заказчиками. Так, прежде чем закупить броню, они организовали на полигоне в Специи капитальные испытания. Железные и только что появившиеся стальные броневые плиты разных фирм (толщиной до 560 мм) обстреливались из 431-мм и 254-мм орудий. Победителем оказалась французская компания “Крезо”.

Но самой впечатляющей в истории броненосцев типа “Дуилио” стала эпопея по выбору артиллерии главного калибра. Первоначально корабли предполагалось оснастить 317-мм 38-тонными орудиями; но в ходе постройки из-за заочного соперничества с англичанами вес пушек неуклонно возрастал. В конце концов Брин обошел британское адмиралтейство, сыграв на традиционной конкуренции разных фирм. Зная, что официальным поставщиком артиллерии для флота “владычицы морей” являлся Вулвичский арсенал, не имевший возможности выпускать орудия калибром выше 406 мм, он договорился с Армстронгом об изготовлении на заказ 450-мм 100-тонных суперпушек! Правда, за стремление иметь самую мощную артиллерию пришлось раскошелиться. Восемь таких орудий для “Дуилио” и однотипного “Дандоло” обошлись Италии в сумму более 4,5 млн. лир. Десять лет назад столько стоил полностью укомплектованный броненосец типа “Регина Мария Пиа”.

Можно без преувеличения сказать, что “Дуилио” поразил мир. В нем все было необычно: размещение артиллерии, овальные в плане башни главного калибра, у которых ширина была больше, чем длина (чтобы хоть как-то компенсировать гигантский вес орудий, башни пришлось сделать минимально возможного размера, буквально “обтягивающими” орудийные станки), наличие в корме закрытого дока-ангара для специально купленной в Англии миноноски “Ниббио”... Но в целом, несмотря на ряд действительно прогрессивных новшеств — таких, как стальная броня и отсутствие парусного вооружения, — Брин в своем стремлении довести концепцию броненосца до совершенства довел ее до абсурда. Орудия-монстры, заряжавшиеся с дула с внешней стороны башни, имели скорострельность порядка 4 выстрелов в час, поэтому у впечатляющих по размерам 908-кг снарядов в бою практически не было шансов поразить противника. А фактически неуязвимая 550-мм броня простиралась узкой полоской вдоль ватерлинии лишь на 52 м — только половину длины корабля. Неудивительно, что с появлением скорострельной артиллерии участь “Дуилио” при встрече даже с крейсером неприятеля была бы плачевной — тут вряд ли помогло бы даже хорошее разделение корпуса на 83 водонепроницаемых отсека...

Но все это станет ясно позже, а во время строительства “Дуилио” сообщения, поступавшие из Италии на острова “туманного Альбиона”, вызывали смятение у лордов адмиралтейства. Осознавая, что появление детища Брина сделает даже только что заложенные “Александру” и “Темерер” всего лишь кораблями 2-го ранга, они срочно потребовали от главного кораблестроителя Н. Барнаби адекватный ответ. И вскоре на верфи в Портсмуте был заложен “Инфлексибл” (“Несгибаемый”), спроектированный явно под влиянием итальянских монстров.

Новый броненосец имел полные обводы с необычайно малым отношением длины к ширине — 4:1. Центральная цитадель защищалась с бортов двухслойной железной броней типа “сандвич”, разделенной деревянной прокладкой. В районе ватерлинии толщина брони в сумме достигала 610 мм — абсолютный рекорд, так и оставшийся непобитым! Однако протяженность цитадели составляла всего лишь одну треть длины корпуса, и единственной защитой оконечностей “Инфлексибла” были находившаяся ниже ватерлинии броневая палуба да многочисленные отсеки и клетки, частично заполненные пробковой крошкой и парусиной.

Вооружение “Инфлексибла” в ходе его строительства неоднократно пересматривалось и в конечном счете вылилось в четыре 80-тонных 406-мм дульнозарядных орудия в диагонально расположенных башнях. Как и в случае с “Дуилио”, утяжеление артиллерии не улучшило, а ухудшило характеристики корабля. Так, если по проекту “Инфлексибл” даже при полностью разбитых оконечностях должен был сохранять остойчивость и запас плавучести, то перегрузка сделала это нереальным. В итоге самая толстая в мире броня так и не обеспечила кораблю удовлетворительной защиты.

Справедливости ради следует отметить, что при своей порочной концепции “Инфлексибл” имел немало технических новшеств и удачных решений. На нем впервые были внедрены подводные торпедные аппараты, электрическое освещение, цистерны — успокоители качки. По проекту броненосец не нес и парусного вооружения; только консерватизм адмиралтейства заставил Барнаби устранить этот “недостаток”.

Потомство “Несгибаемого” в британском флоте оказалось совсем неудачным. Две пары броненосцев типа “Аякс” и “Колоссус” представляли собой уменьшенный и более дешевый вариант “Инфлексибла” и обладали всеми недостатками последнего, не имея его преимуществ. К тому же новые корабли оказались маломореходными и плохо управляемыми.

Пока англичане спускали на воду один за другим ухудшенные варианты “Инфлексибла”, Бенедетто Брин не сидел сложа руки. И следующая пара спроектированных им кораблей — “Италия” и “Лепанто” — в военно-морских кругах вызвала еще большее изумление, нежели “Дуилио”. Да и неудивительно: эти гигантские, быстроходные и необычайно мощно вооруженные линкоры были вообще лишены бортовой брони! Брин исходил из следующего: раз даже самая толстая броня не делает корабль неуязвимым, значит, надо отказаться от нее. И защита корпуса “Италии” состояла лишь из карапасной броневой палубы и множества маленьких отсеков и клеток в районе ватерлинии, заполненных целлюлозой (последняя по замыслу должна была разбухать от попадания воды и тем самым перекрывать пробоину).

Вооружение “Италии” и “Лепанто” состояло из 431-мм казнозарядных орудий Армстронга с длиной ствола в 27 калибров и массой 103,5 т (правда, на “Италии” одна из пушек была “некондиционной” — со стволом на один калибр короче). По сравнению с 450-мм пушками в 20,5 калибра на “Дуилио” новая артиллерия при том же весе снаряда имела лучшую бронепробиваемость и была способна делать один выстрел за 5 минут.

Как бы в компенсацию за отсутствие брони на “Италии” имелась мощная защита барбетов орудий из 482-мм стальных плит фирмы “Крезо”. Кстати, выбору этого типа брони вновь предшествовали серьезные полигонные испытания, в которых французы опять опередили англичан, несмотря на то, что те представили новомодную броню системы “компаунд”.

Мощная четырехвальная энергетическая установка сделала “Италию” на долгие годы самым быстроходным броненосцем в мире. Впрочем, броненосцем этот корабль можно назвать весьма условно. Фактически это был гигантский бронепалубный крейсер, в некоторой степени прообраз будущих линейных крейсеров. Отличная мореходность, огромный запас угля (1700 т) и даже внушительные резервные помещения для перевозки целой пехотной дивизии вместе с вооружением позволяли новым кораблям в случае необходимости служить необычными “транспортами вторжения”.

Так или иначе, но линкор “Италия” произвел огромное впечатление и по праву считается одним из самых интересных, революционных кораблей своего времени. “Шедевром военно-морской архитектуры” назвал его английский авторитетный историк Оскар Перке, не преминув, однако, добавить, что “итальянцы всегда лучше умели строить корабли, чем на них воевать”.

Судьба итальянских носителей пушек-монстров не изобиловала яркими страницами. “Дуилио” так и не довелось применить свою артиллерию в бою, однако он “на своей шкуре” испытал мощь ее снарядов: через три месяца после вступления в строй на учебных стрельбах одно из орудий разорвалось вследствие двойного заряжания... Корабль служил до 1909 года, после чего еще некоторое время использовался как плавучий топливный склад. “Дандоло” в 1895-1898 годах капитально модернизировали, заменили котлы и машины, а вместо дульнозарядных чудищ установили 4 современных 254-мм орудия. В годы первой мировой войны он служил кораблем береговой обороны, а в 1920-м пошел на слом.

Италия” установила своеобразный рекорд по числу проектов ее переоборудования. Во что только не предлагалось ее превратить — от броненосного крейсера до... зерновоза! К счастью, все эти планы остались на бумаге. “Италия” и “Лепанто” числились линкорами до начала XX века, затем служили учебными и вспомогательными кораблями и были сданы на слом соответственно в 1921 и 1915 годах.

Судостроительная активность Италии принесла свои плоды. К 1890 году флот королевства на Апеннинах вышел на третье место в мире, уступив только Англии и Франции! Хотя такое положение оказалось недолговечным, сей факт все-таки весьма красноречив.

(Статья С. Балакина из журнала “Моделист-Конструктор”)

Итальянские и английские "цитадельные" броненосцы 70-х и 80-х гг. XIX века.
Корабли для пушек-монстров.

На первую страницу


 
[an error occurred while processing the directive]