Боевые корабли мира

История создания и службы русских балтийских броненосцев конца XIX века.

Прототипом “Наварина” был английский броненосец “Трафальгар”, преемственность с которым совершенно очевидна. Русский корабль имел аналогичную схему бронирования: неполный пояс, толщина которого в центре достигала 406 мм, траверзы, мощную цитадель. Необычайно сильной была горизонтальная защита: в придачу к карапасной палубе добавлялись две плоские броневые палубы цитадели суммарной толщиной 114 мм. В результате, несмотря на отсутствие брони в оконечностях, “Наварин” к моменту своего вступления в строй считался практически неуязвимым для артиллерии. А удачное размещение вооружения стало для русских броненосцев классическим на целое десятилетие.

Вместе с тем корабль, как и его британский аналог, имел существенный минус — низкий надводный борт, что предопределило его малую мореходность. Кроме того, ко времени ввода в строй главная артиллерия “Наварина” — стрелявшие дымным порохом 305-мм пушки с длиной ствола в 35 калибров — уже устарела. Эти недостатки решили устранить в следующем, также одиночном проекте — броненосце “Сисой Великий”.

Новый балтийский броненосец конструктивно повторял “Наварин”, но имел более высокий борт и был впервые вооружен мощными 305-мм орудиями в 40 калибров длиной, стрелявшими бездымным порохом. (Забегая вперед, отметим, что эти пушки стали основным оружием всех последующих русских броненосцев вплоть до “Андрея Первозванного” и “Евстафия”, и лишь на дредноутах перешли к новым, уже 52-калиберным орудиям.) В целом “Сисой” стал бы очень мощным и удачным кораблем, если бы не традиционная для российского судостроения погоня за сомнительной экономией средств. Стремление сделать новый корабль меньшим по размерам, нежели “Наварин”, привело в конечном счете к еще более сильной перегрузке. И если по проекту “Сисой Великий” был на 600 т легче “Наварина”, то размещение нового вооружения, незапланированного оборудования и плохое соблюдение весовой дисциплины при строительстве привели к тому, что фактическое водоизмещение превысило расчетное на 1600 т, а осадка увеличилась на 0,9 м. Разумеется, это не в лучшую сторону повлияло на боевые качества корабля.

Получив необходимый опыт, русские кораблестроители приступили к созданию серий однотипных броненосцев. И первой такой серией стали корабли типа “Полтава” — хорошо сбалансированные линкоры, лишенные недостатков своих предшественников.

Первоначально “Полтава” проектировалась как усовершенствованный вариант хорошо зарекомендовавших себя в дальних плаваниях броненосцев типа “Император Александр II”, оснащенный второй спаренной 305-мм барбетной установкой и 203-мм орудиями в бортовых барбетах на высоте верхней палубы. Однако впоследствии проект был существенно переработан. Систему бронирования заимствовали у “Сисоя Великого”, барбеты заменили на башни, причем вместо 203-мм орудий установили 152-мм скорострельные пушки Канэ в башенных установках Обуховского завода, оснащенных — впервые в отечественном флоте — электроприводом вместо традиционных гидравлических передач. Уже в ходе строительства применили и еще одну важную новинку — гарвеевскую броню, поставленную американским заводом “Бетлехем стил” (для “Петропавловска” и “Севастополя”) и германским “Крупп” (для “Полтавы”). Партии броневых плит подвергли всесторонним испытаниям; по результатам обстрела лучше всех показала себя броня Круппа, но высокая стоимость последней не способствовала ее широкому внедрению.

Несомненно удачные корабли типа “Полтава” к моменту вступления в строй уже не во всем отвечали возросшим аппетитам морского министерства. Морская политика России все настойчивее ориентировалась на действия в океанских просторах, и особенно — на Дальнем Востоке. Для этого требовались соответствующие корабли — мореходные, высокоавтономные, способные подолгу находиться в море вдали от баз. Так возник проект “Пересвета” — оригинального корабля, своего рода компромисса между броненосцем и крейсером.

Родословная “Пересвета”, по существу, идет от удачных броненосных крейсеров — начиная с “Генерал-адмирала” и кончая “Громобоем”. Но в отличие от них новый корабль нес значительно более мощное вооружение: к традиционным шестидюймовкам добавились 254-мм орудия в башнях. Носовая башня располагалась на высоте 10 м и выше ватерлинии и могла вести огонь в любую погоду. Причем дальность стрельбы ее орудий из-за увеличенного до 25° угла возвышения (на “Победе” доведенного до 35°) вместо принятых ранее 15° превосходила аналогичные показатели 12-дюймовок. А если к этому прибавить огромный запас угля (нормальный 1060 и полный 2060 т — в два с лишним раза больше, чем на “Полтаве”) , то станет ясно, почему создание новых броненосцев вызвало сильный резонанс в мире. Английское адмиралтейство, быстро углядев в строительстве “Пересветов” угрозу своему судоходству, в ответ срочно заказало 6 линкоров типа “Дункан”. Внимательно следили за необычными русскими кораблями немцы, японцы, французы.

В то же время, несмотря на массу технических новшеств и оригинальных решений, броненосцы типа “Пересвет” — как, впрочем, и любой компромисс,— нельзя назвать слишком удачными. Как линкоры они оказались слабо вооруженными, имевшими недостаточную площадь бронирования, а как крейсера были слишком тихоходны. К тому же служить в качестве рейдеров на океанских коммуникациях (для чего они лучшим образом годились) им так и не довелось.

Судьба балтийских броненосцев постройки 90-х годов сложилась трагически. “Наварин” и “Сисой Великий” большую часть службы провели в дальних плаваниях (преимущественно вместе). 15 марта 1897 года во время практических стрельб у берегов Крита на “Сисоепроизошел несчастный случай: из-за неполного закрытия затвора разорвало 305-мм орудие, причем силой взрыва броневая крыша кормовой башни раскололась на две части и была выброшена на палубу, 33 человека были убиты и ранены. После ремонта в Тулоне броненосец вместе с “Наварином” отправился на Тихий океан и весной 1898 года бросил якорь в гавани Порт-Артура. Предполагалось, что его 12-дюймовки произведут должное впечатление на китайцев, с которыми тогда велись переговоры об аренде Квантунского полуострова. Таким образом, “Сисой” и “Наварин” приняли непосредственное участие в закладке той политики России на Дальнем Востоке, которая спустя несколько лет привела к катастрофе. Оба корабля вернулись на Балтику в 1902 году, а два года спустя в составе эскадры адмирала 3. П. Рожественского вновь отправились на восток и почти одновременно погибли в Цусимском бою (см. здесь и здесь). Даже японцы оценили мужество их экипажей, признав, что “Сисой”, “Наварин” и “Ушаков” “сражались геройски”.

Броненосцы типа “Полтава” к началу русско-японской войны находились в Порт-Артуре и затем активно участвовали в боевых действиях. 31 марта 1904 года от подрыва на мине погиб флагманский “Петропавловск”, унеся с собой на дно адмирала С. О. Макарова, художника В. В. Верещагина и еще 680 человек. “Полтава” и “Севастополь” 28 июля сражались в Желтом море с эскадрой Того, а затем вернулись в Порт-Артур. В ноябре 1904 года “Полтава” затонула в гавани от огня японских осадных орудий, а “Севастополь” под командованием капитана 1-го ранга Н. О. Эссена перешел в бухту Белый Волк и в течение 6 суток отражал массированные атаки вражеского флота. Японцы выпустили по броненосцу в общей сложности 180 торпед, но так и не достигли цели: незначительно поврежденный “Севастополь” был затоплен на большой глубине своим экипажем перед самой сдачей крепости. Он и “Петропавловск” по сей день покоятся на дне у берегов Квантуна.

Рука об руку с кораблями типа “Полтава” сражались “Пересвет” и “Победа”, также затопленные в Порт-Артуре в конце осады. Третий “систершип” — “Ослябя” — начало войны застало в Красном море по пути на Дальний Восток. Броненосцу пришлось вернуться, а затем снова отправиться на войну в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. Увы, слабое бронирование плохо приспособленного для эскадренного боя корабля вкупе с существенной перегрузкой сыграло роковую роль: “Ослябя” пошел ко дну уже через 45 минут после начала сражения, возглавив скорбный список жертв цусимской трагедии.

Доставшиеся японцам затопленные во внутренней гавани Порт-Артура броненосцы впоследствии были подняты, отремонтированы и введены в строй. “Полтаву” переименовали в “Танго”, “Пересвет” и “Победу” — соответственно в “Сагами” и “Суво”. Эти корабли активно использовались японцами в 1914 году в ходе осады и захвата Циндао — германской крепости в Китае. В 1916 году “Сагами” и “Танго” вместе с бывшим “Варягом” были проданы России и вновь подняли Андреевский флаг. Первому вернули имя “Пересвет” (правда, при этом переклассифицировали в крейсер), а второй стал “Чесмой”, так как название “Полтава” уже носил новый линкор Балтфлота. Увы, и здесь злой рок продолжал преследовать многострадальные корабли: по пути из Владивостока в Мурманск при выходе из Суэцкого канала “Пересвет” взорвался и затонул. По всей вероятности, причиной стала мина, поставленная немецкой подлодкой, хотя не исключается и возможность диверсии. “Чесма” вместе с силами союзников действовала на Средиземном море, затем достигла Мурманска и в 1924 году, формально успев побывать в составе советского флота, была сдана на слом. Но наибольшим долгожителем из бывших броненосцев-балтийцев оказалась “Победа” — “Суво”; даже разоруженная во Вашингтонскому соглашению, она продолжала использоваться в качестве блокшива в японском порту Куре до 1946 года, после чего была разобрана на металл.

(Статья С.Балакина из журнала "Моделист-Конструктор")

 

Русские балтийские броненосцы
конца XIX века

На первую страницу


 
[an error occurred while processing the directive]