Боевые корабли мира

Сражение у Лиссы. Триумф фон Тегетгофа.

Свои первый триумф будущий командующий австро-венгерским флотом, а пока находившийся в чине капитана 37-летний Вильгельм фон Тегетгоф испытал 9 мая 1864 года, когда отряд его кораблей в составе фрегатов “Шварценберг”, “Радецкий” и канонерки “Зеехунд” прибыл в Гамбург после боя с датской эскадрой. Хотя эта полуторачасовая стычка, происшедшая у Гельголанда, фактически окончилась вничью, стратегически ее можно было считать победой Тегетгофа, поскольку блокада германского побережья оказалась прорванной. Так Австрия выручила своего союзника — Пруссию, воевавшую с Датским королевством.

Но, как это обычно демонстрируют законы большой политики, военные союзы редко бывают прочными. И через два года бывшие друзья оказались в состоянии войны. На сей раз Австрии предстояло в одиночку бороться с Пруссией и выступившей вместе с ней Италией. Теперь у Тегетгофа, произведенного к тому времени в контр-адмиралы, появился серьезный противник в собственных водах — довольно многочисленный итальянский флот.

Генеральное сражение на море произошло 20 июля 1866 года неподалеку от острова Лисса (ныне югославского Виса) и стало эпохальным событием для военно-морского искусства и кораблестроения на несколько последующих десятилетий. Первый после Трафальгара бой в открытом море, как оказалось, перечеркнул веками сложившиеся каноны тактики флотов. Вместо строгих кильватерных линий эскадры противников свалились в кучу, где каждый из командиров сам выбирал себе цель. Все это очень напоминало античные времена — золотой век абордажных схваток. Несмотря на частую канонаду с предельно малых дистанций, устаревшие дульнозарядные пушки австрийцев не пробивали относительно слабую броневую защиту неприятеля, а современная итальянская артиллерия оставляла лишь вмятины на отличной броне кораблей Тегетгофа. И тогда, опять-таки следуя традициям древних флотоводцев, австрийцы первыми применили свое главное оружие — таран. Флагманский броненосец Тегетгофа “Эрцгерцог Фердинанд-Макс” на скорости 11,5 узла врезался в деревянный борт “Ре д'Италия”. Через три минуты итальянский броненосец скрылся под водой. Почти одновременно загорелся, а затем взлетел на воздух другой итальянский корабль — “Палестро”. Командующий эскадрой 61-летний адмирал Карло ди Персано, деморализованный потерей двух своих броненосцев, поспешил ретироваться, хотя по-прежнему имел численный перевес в кораблях. Тегетгоф не стал преследовать противника и на следующий день привел свою эскадру в Полу, где его ждал восторженный прием. Ему было суждено прижизненно стать национальным героем, заставившим признать сухопутную Австро-Венгрию значительной морской державой.

См. другое описание боя у Лиссы.

Первые австро-венгерские броненосцы.

На первую страницу


 
[an error occurred while processing the directive]