Боевые корабли мира

ВМС Финляндии. 1939-1944 гг.

Минные заградители (Miinanlaskija).

“Louhi” - минный заградитель

Водоизмещение: 776 т.
Основные размерения: 46.0 х 8.0 х 2.3 м
Силовая установка: 2 вала, 800 л.с. = 12 уз, уголь 50 т.
Вооружение: 2 х 75-мм, 2 х 40-мм, 1 х 20-мм, 3 пул, 140 мин.
Экипаж: 46 чел.

Название Место постройки Спуск на воду
“Louhi” (В-1, бывш. русск. "Воин") Коломна 1916

Название - женский персонаж финского эпоса, хозяйка Севера.

Построен для царского флота и после революции остался в Гельсингфорсе, где в 1918 году был взят финнами. До вступления в строй “Сису” являлся базой подводных лодок. В декабре 1939 года "Лоухи" (капитан-лейтенант Архо) выставил минное заграждение в Аландском море. На этом заграждении у Мяркет-Санкам (190 мин) 3 января 1940 года погибла советская подводная лодка С-2. В конце апреля 1941 года минный заградитель вновь действовал в этом районе, и выставил 201 мину. Он прогиб 12 января 1945 года в районе Гангута, подорвавшись, вероятно, на немецкой мине.

Рисунок. Финский минный заградитель "Louhi".

“Ruotsinsalmi” - тип минного заградителя

Водоизмещение: 310 т.
Основные размерения: 50.0 х 7.9 х 1.5 м
Силовая установка: 2 вала; 2 дизеля Rateau по 560 л.с. = 15 уз.
Вооружение: 1 х 75/50-мм орудие, 1 х 40-мм и 2 х 20-мм зен, глуб. бомбы, тральное оборудование, 100 мин.
Экипаж: 60 чел.

Название Место постройки Заложен Спуск на воду Укомплектация
“Ruotsinsalmi” ”Крейтон” (Турку) 1938 май 1940 1941
”Riilahti” ”Крейтон” (Турку) 1938 1940 1941

Названия: морские сражения времен многочисленных русско-шведских войн. Руотсинсалми (Свенскзунд) 9 июля 1790 года, Риилахти (Рилакс) 27 июля 1714 года, называемое в России “Гангут”.

Оба однотипных корабля были построены в Турку на верфи “Крейтон-Вулкан” (стапельные номера - 759, 760) во время войны 1939-40 гг.

В 1941-44 гг. война в Финском заливе, безусловно, была минной. В ночь с 29 на 30 июня 1941 года "Руотсинсалми" (капитан-лейтенант Архо) и "Риилахти" (капитан-лейтенант Кивилинна) начали выставлять заграждение "Валкоярви" (200 мин), которое позднее превратилось в печально известное для советского флота заграждение “Юминда” (восточнее Ревеля). Затем последовали "Муолаа" (85 мин, 21 июля), "Яйряпяя" (201 мина, 10 августа), "Вуокси" (195 мин, 11 августа), "Перкьярви" (200 мин, 13 августа) и "Хелисевя" (100 мин, 20 августа). В конце мая 1942 года оба корабля поставили севернее Суурсаари (Гогланд) заграждение "Рукаярви" 619 мин, которое явилось продолжением заграждения "Зееигель", установленного немцами южнее острова. Летом оба заграждения были еще более усилены. А весной 1943 года "Рукаярви" было снова дополнено 796 минами.

Благодаря малой осадке - 1.5 метра, оба минных заградителя были очень хорошими и быстрыми тральщиками. Они также оказались и искусными охотниками за подводными лодками. "Руотсинсалми" 14 июля 1942 года потопил советскую подводную лодку Щ-317, а 25 мая 1943 года - Щ-408. День спустя "Риилахти", в паре с немецкой баржей типа МFP, потопил подводную лодку Щ-406. Сам минный заградитель 23 августа в 02-05, стоящий с выключенным двигателем южнее Тиискери, был неожиданно атакован тремя советскими торпедными катерами и потоплен торпедой с ТКА-94. Капитан-лейтенант Кивилинна и еще 23 человека экипажа погибли. "Руотсинсалми", переживший войну, был исключен из списков в 1974 году.

Рисунок. Финский минный заградитель "Риилахти" ("Riilahti").

“Pommi” - тип минного заградителя

Водоизмещение: 60-80 т.
Основные размерения: 19.8 х 5.2 х 1.2 м
Силовая установка: 1 вал; 1 дизель 80 л.с. = 6 уз, нефть 1.25 т.
Вооружение: 30-45 мин.
Экипаж: 6 чел.

Все корабли строились в Або или Борго и спущены на воду: “Pommi” (М-7, бывш. Т-22, предположительно бывш. русск. “Теплоход № 1”) и “Miina” (Т-17, предположительно бывш. русск. “Теплоход № 6”) в 1916-17 гг.; “Lieska” (Т-16, предположительно бывш. русск. “Теплоход № 5”), “Loimu” (Т-21, предположительно бывш. русск. “Теплоход № 7”) и ”Paukku” (Т-15, предположительно бывш. русск. “Теплоход № 4) в 1915-16 гг.

Названия: помми - бомба, миина - мина, лойму - пламя, лиеска - огонь, паукку - взрыв.

Все в 1918 году были захвачены финнами: № 1 и № 4 - 13 мая в Борго при попытке перехода в Кронштадт; № 5 и № 6 - 21 апреля в Гельсингфорсе (где 12 апреля 1918 года ввиду невозможности проводки во льдах они были интернированы); № 7 - 9 апреля в Або, где он находился ввиду невозможности проводки во льдах.

Корабли несли по 30-45 мин, были тихоходными и маломореходными. В годы второй мировой войны они главным образом выставляли заграждения у побережья, однако "Миина" 28 августа 1941 года выставила заграждение "Вуотьярви" (24 мины) севернее банки Калбодагруд у северной оконечности заграждения “Юминда”. "Паукку" 14 ноября 1941 года потерпел крушение в шторм, “Лиеска” затонул 4 ноября 1943 года в результате налета советской авиации на Котку. Остальные были проданы на слом в 1945 году.

Рисунок. Финский минный заградитель "Помми" ("Pommi").

Кроме того, в состав финских ВМФ входили переоборудованные в минные заградители четыре бывших торговых судна:

Название

Год спуска

Вместимость, брт.

Скорость,
уз.

Вооружение

“Baltic”

1898

1096

10

1 х 75 ор, 60 мин

“Frei”

1900

561

10

1 х 75 ор, 50 мин

“Poseidon”

1899

804

10

1 х 75 ор, 60 мин

“Suomi”

1910

659

12

1 х 75 ор, 60 мин

 

ВМС Финляндии 1939-1944 гг.

Путеводитель
по "Красному офицеру"

На первую страницу сайта