Линкоры "Джулио Чезаре"
("Новороссийск"), "Конте ди Кавур",
"Леонардо да Винчи", "Андреа Дориа" и
"Кайо Дуилио".
Описание конструкции.
Корпус, надстройки, внешний вид
Эти линкоры имели характерный для той эпохи корпус с изогнутым форштевнем, сохранившим таранное образование, округлой кормой с подзором, поднимающимся к оконечностям килем и длинным полубаком, заканчивающимся у четвертой башни. В носовой части корпуса борта над верхней палубой, на которой располагался каземат с 120-мм орудиями, были убраны внутрь, чтобы увеличить углы обстрела восьми орудий в нос и шести орудий в корму. Общая длина корпуса достигала 179,09 м, между перпендикулярами 168,96 м, максимальная ширина 28,028 м — на нижней кромке броневого пояса по ватерлинии, выше которой борта имели заметный завал внутрь.
Главный руль полубалансирного типа имел площадь 32 м2, а расположенный перед ним балансирный вспомогательный — 10 м2, от второй до четвертой башни проходили боковые кили шириной около метра. Довольно высокий надводный борт гарантировал хорошую мореходность и обитаемость, хотя эти факторы для Средиземноморья не были решающими. Стоимость корпуса и механизмов составила 64,2 млн. лир, артиллерии — 36,35 млн. лир.
Экипаж насчитывал 31-34 офицера и 969-1156 унтер-офицеров и рядовых.
Надстройки выделяли эти линкоры среди всех кораблей с аналогичным расположением башен. Две далеко разнесенные высокие дымовые трубы, к которым тесно примыкали мостики и рубки, и треногие мачты, стоящие вплотную к дымовым трубам со стороны средней башни (опоры мачт как бы охватывали их), придавали “Чезаре” и его систершипам уникальный внешний вид. Такое расположение труб и мачт делало силуэт дредноутов абсолютно симметричным, чтобы противник в первые моменты встречи не мог точно определить их курс. Эту “хитрость" итальянские конструкторы применяли на всех своих броненосцах и броненосных крейсерах начиная с 80-х годов прошлого века. Возможно, когда оптические приборы были примитивны, симметричный силуэт корабля и мог как-то сбить с толку противника, но в начале нынешнего столетия рассчитывать на это было уже наивно. Так что принесение в жертву “симметрии” удобства обитания на фор-марсе, где вскоре установили приборы управления стрельбой, оказалось напрасным и даже вредным. Перенести фок-мачту вперед от дымовой трубы удалось только после войны. (Справедливости ради надо отметить, что не только итальянцы допускали ошибку с расположением фок-мачты — достаточно вспомнить “Дредноут” или линейный крейсер “Лайон”. (Здесь вторая ссылка про "Лайон"). Правда, англичане свои ошибки умели быстро исправлять).
“Леонардо” отличался от других удвоенным числом грузовых стрел у опор мачт, несколько другой формой надстроек и дополнительной 76-мм пушкой на полубаке. На “Дуилио” и “Дориа” фок-мачта стояла уже между носовой рубкой и первой трубой опорами назад, а высота дымовых труб еще больше подчеркивалась коротким полубаком и стоящей на палубу ниже средней башней.
После достройки корабли несли противоторпедные сети, полки которых проходили на уровне 130-мм цитадели от носовой башни до кормовой. В 1918—1919 годах сети и полки сняли.