Линкоры "Джулио Чезаре"
("Новороссийск"), "Конте ди Кавур",
"Леонардо да Винчи", "Андреа Дориа" и
"Кайо Дуилио".
Описание конструкции.
Корпус, надстройки, внешний вид
Эти линкоры имели характерный для той эпохи корпус с изогнутым форштевнем, сохранившим таранное образование, округлой кормой с подзором, поднимающимся к оконечностям килем и длинным полубаком, заканчивающимся у четвертой башни. В носовой части корпуса борта над верхней палубой, на которой располагался каземат с 120-мм орудиями, были убраны внутрь, чтобы увеличить углы обстрела восьми орудий в нос и шести орудий в корму. Общая длина корпуса достигала 179,09 м, между перпендикулярами 168,96 м, максимальная ширина 28,028 м — на нижней кромке броневого пояса по ватерлинии, выше которой борта имели заметный завал внутрь.
Главный руль полубалансирного типа имел площадь 32 м2, а расположенный перед ним балансирный вспомогательный — 10 м2, от второй до четвертой башни проходили боковые кили шириной около метра. Довольно высокий надводный борт гарантировал хорошую мореходность и обитаемость, хотя эти факторы для Средиземноморья не были решающими. Стоимость корпуса и механизмов составила 64,2 млн. лир, артиллерии — 36,35 млн. лир.
Экипаж насчитывал 31-34 офицера и 969-1156 унтер-офицеров и рядовых.
Надстройки выделяли эти линкоры среди
всех кораблей с аналогичным расположением башен.
Две далеко разнесенные высокие дымовые трубы, к
которым тесно примыкали мостики и рубки, и
треногие мачты, стоящие вплотную к дымовым
трубам со стороны средней башни (опоры мачт как
бы охватывали их), придавали “Чезаре” и его
систершипам уникальный внешний вид. Такое
расположение труб и мачт делало силуэт
дредноутов абсолютно симметричным, чтобы
противник в первые моменты встречи не мог
точно определить их курс. Эту “хитрость"
итальянские конструкторы применяли на всех
своих броненосцах и броненосных крейсерах
начиная с 80-х годов прошлого века.
Возможно, когда оптические приборы были
примитивны, симметричный силуэт корабля и мог
как-то сбить с толку противника, но в начале
нынешнего столетия рассчитывать на это было уже
наивно. Так что принесение в жертву “симметрии”
удобства обитания на фор-марсе, где вскоре
установили приборы управления стрельбой,
оказалось напрасным и даже вредным. Перенести
фок-мачту вперед от дымовой трубы удалось только
после войны. (Справедливости ради надо отметить,
что не только итальянцы допускали ошибку с
расположением фок-мачты — достаточно вспомнить
“Дредноут” или линейный крейсер “Лайон”. (Здесь вторая ссылка про
"Лайон"). Правда, англичане свои ошибки
умели быстро исправлять).
“Леонардо” отличался от других удвоенным числом грузовых стрел у опор мачт, несколько другой формой надстроек и дополнительной 76-мм пушкой на полубаке. На “Дуилио” и “Дориа” фок-мачта стояла уже между носовой рубкой и первой трубой опорами назад, а высота дымовых труб еще больше подчеркивалась коротким полубаком и стоящей на палубу ниже средней башней.
После достройки корабли несли противоторпедные сети, полки которых проходили на уровне 130-мм цитадели от носовой башни до кормовой. В 1918—1919 годах сети и полки сняли.