Линкоры "Джулио Чезаре"
("Новороссийск"), "Конте ди Кавур",
"Леонардо да Винчи", "Андреа Дориа" и
"Кайо Дуилио".
Вооружение.
Артиллерия линкоров типа “Чезаре” после достройки состояла из следующих орудий: 13 — 305-мм/46 клб., 18 — 120-мм/50 и 13 — (14 на “Леонардо да Винчи”) 76-мм/50. Вес бортового залпа из орудий главного и среднего калибров составлял 5624 кг.
305-мм орудия модели Армстронг-Виккерс образца 1909 года, стоявшие в трех 3-орудийных и двух возвышенных 2-орудийных башнях, изготавливались заводами “Армстронг-Поццуоли” (“Чезаре”), “Виккерс-Терни” в Италии и “Виккерс-Армстронг” в Англии. Те же фирмы при технической помощи завода Армстронга в Эльсвике изготовили башни. Средняя имела углы обстрела 260° (по 130° на борт), концевые — 300° и возвышенные — 310°. Дальность стрельбы на предельном угле возвышения 20° составляла 18 км. Крупповская 250-мм броня пробивалась с дистанции 9 км. Боезапас — по 40 бронебойных и 30 фугасных снарядов на орудие.
Орудия 120/50 модели Армстронг-Виккерс образца 1909 года находились в центральном каземате с углами обстрела 110° (4 средних) и 135° (8 носовых и 6 кормовых). Хотя эти орудия стояли достаточно высоко, чтобы иметь возможность стрелять в любую погоду, их сосредоточение в центре корабля не было удачным с точки зрения отражения торпедных атак миноносцев, которые проводились, как правило, с острых курсовых углов. Боезапас составлял по 200 снарядов на ствол.
Второй противоминный калибр представляли 76-мм/50 орудия модели Армстронг-Виккерс образца 1909 года (иногда указываются как Виккерс образца 1908 г.), сначала установленные на крышах башен. После испытаний “Чезаре” и “Леонардо” в конце 1913 — начале 1914 года эти пушки с башен сняли и перенесли на полубак, шканцы и надстройки, где они имели лучшее обслуживание и углы обстрела. Боезапас — по 240 снарядов. В ходе войны некоторые из них сняли для установки на мелкие суда, а на крышах башен и полубаке поставили от 4 до 6 76-мм/40 зениток системы Шнейдер образца 1914 года.
Заряд 305-мм орудия весил 117 кг, а 120-мм — 6,35 кг. В качестве метательного взрывчатого вещества использовался английский кордит, от которого можно было ждать неприятностей. Именно плохой кордит стал причиной гибели от внутренних взрывов британских дредноута “Вэнгард” и крейсера “Нэтел”, а возможно, и “Леонардо да Винчи”.
Управление стрельбой производилось способом, традиционным для того времени: дальномеры Барра и Струда, оптические прицелы орудий. Но в 1917 году итальянские дредноуты получили системы управления огнем английского образца с директором на фок-мачте.
Торпедное вооружение состояло из 3 подводных 450-мм аппаратов (2 бортовые модели Е450/1909 и кормовой модели D450/1908) для торпед Уайтхеда модели А 100/450 образца 1913 года (заряд 110 кг, длина 5,28 м, дальность хода: 2000 м на 38 уз., 4000 м на 30 уз. и 6000 м на 26 узлах). В 1916-1917 годах совершенно бесполезные на линкорах торпедные аппараты сняли.
Орудие: калибр, мм/ длина ствола, клб |
Вес орудия, т | Начальная скорость снаряда, м/с | Энергия, тм | Вес снаряда, кг (*) | Скорострельность, выстрелов/мин | Углы ВН, град |
305/46 | 64,1 | 860 | 15 296 | 417 / 404,6 | 2 | -5...+20 |
152/45 | 7,025 | 830 | 1683 | 47 / - | 3,3 | -5...+20 |
120/50 | 3,35 | 860 | 910 | 22,5 / 22,2 (20,4) | 6 | -5...+20 |
76/50 | 1,145 | 815 | 243 | 5,6 / 7,0 | 15 | -5...+20 |
76/40, зенитное | 0,71 | 760 | - | 6,075 | 14 | -5...+80 |
(*) - примечание: Бронебойный/фугасный.