Боевые корабли мира

Русский броненосец “Петр Великий” и его “сверстники”.

“Нападение, делаемое на крепости и сильные береговые батареи только одним флотом, следует всегда считать не только отважным, но отчаянным предприятием”, — писал в начале прошлого века знаток артиллерии англичанин Говард Дуглас. И если гражданская война в Северной Америке изобиловала именно такими отважными до отчаянности нападениями на крепости и береговые батареи, то это стало возможным лишь благодаря изобретению мониторов. Прообразом их, давшим название всему классу, стал знаменитый “Монитор”, построенный Джоном Эриксоном в рекордно короткий срок и в марте 1862 года спасший от окончательного уничтожения “Мерримаком” корабли северян, укрывшиеся на Хемптонском рейде.

Характерным для этого класса кораблей была малая осадка; очень низкий борт — всего 60-90 см; размещение немногих, но самых тяжелых орудий во вращающихся башнях, позволяющих вести едва ли не круговой обстрел; полное отсутствие парусного вооружения; мощное бронирование всей надводной части — борта, палубы и башен. Все это дало основание Ч. Бойнтону — официальному историографу американского флота — утверждать: “Монитором обозначается новая эра в истории государств”.

Европейские инженеры, однако, были в меньшем восторге от мониторов, чем американские. “Каждый корабль, долженствующий нести службу в открытом море, должен возвышаться над поверхностью воды, быть хорошо освещенным и вентилируемым и нести эффективное парусное вооружение, то есть фактически быть, насколько это возможно, прямой противоположностью “Монитору”, — писал главный строитель английского флота Э. Рид в 1863 году.

Сопоставляя эти высказывания, нетрудно убедиться: в споре были правы обе стороны. Американцев, заинтересованных тогда в защите прибрежной зоны, мало волнуют мореходность и дальность плавания кораблей, им важнее мощность орудия, толщина брони, надежность машины. Англичане же, заинтересованные в кораблях для океанских плаваний, в первую очередь заботятся как раз о мореходности и дальности плавания.

Весьма способный английский морской офицер Кольз, который изобрел наиболее удачную конструкцию орудийной башни, еще в 1863 году предложил проект мореходного броненосца, совмещающего башни и низкий борт монитора с полным парусным вооружением фрегата. Чтобы башенные орудия могли вести огонь, не повреждая собственного рангоута, Кольз разработал трехногие мачты, освободившие артиллерийскую палубу от вант. В 1870 году печально знаменитый башенный рангоутный броненосец “Кептен” вышел в очередной поход. Внезапно налетевший шквал в мгновение ока погубил это сооружение вместе с самим изобретателем и почти всей командой. Гибель “Келтена” дала основание Риду провести классические исследования по остойчивости судов, которые положили конец попыткам строить низкобортные броненосцы с парусным вооружением.

В 1865 году на заседании Русского технического общества адмирал А. Попов предложил идею брустверного монитора. У этих кораблей, как и у американских мониторов, был относительно" низкий борт, но башни, люки, дымовые и вентиляционные трубы ограждались со всех сторон бронированным бруствером, который возвышался на несколько футов над поверхностью воды, избавляя пушечные порты, люки и трубы от неприятного и опасного соседства с морскими волнами.

В 1867 году проект А. Попова был одобрен, а в 1869 году приступили к постройке брустверного монитора, получившего впоследствии название “Петр Великий”. Но начать строительство такого корабля стало возможным лишь в результате осуществления чрезвычайно напряженной кораблестроительной программы 1860-х годов.

1863 год ознаменовался угрозой разрыва с западными державами, возымевшими намерение вмешаться в польский вопрос. Для защиты Кронштадта в дополнение к плавучим батареям “Первенец”, “Не тронь меня” и “Кремль” были заложены 10 мониторов типа “Ураган” и двухбашенная лодка “Смерч”. Разбег, взятый в 1863 году, отразился и на программе 1864 года: две двухбашенные лодки “Чародейка” и “Русалка”, два двухбашенных фрегата “Адмирал Спиридов” и “Адмирал Чичагов”, и два трехбашенных фрегата “Адмирал Грейг” и “Адмирал Лазарев”.

В 1877 году отправился в Средиземное море броненосец “Петр Великий”, построенный на Галерном острове под руководством вице-адмирала А. Попова и корабельных инженеров Окунева и Леонтьева. За год до того английские специалисты, занимавшиеся определением боевых элементов наиболее сильных из существовавших тогда броненосцев, поставили “Петра Великого” на первое место, предпочтя его однотипным английским брустверным мониторам “Девастейшн”, “Тандерер” и “Дредноут”, которые Рид спроектировал почти одновременно с Поповым. “Петр Великий” хорошо послужил русскому флоту. В 1904-1906 годах после капитального ремонта он был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль, а в 1917 году исключенный из списков флота, он использовался как блокшив до сдачи на слом в 1959 году.

Рисунок. Броненосец "Петр Великий", Россия.
Крупнее

В 1871 году на заседании комитета, расследовавшего причины гибелиКептена”, известные оружейники Армстронг и Витворт заявили, что готовы принять заказы на орудия, способные пробивать железную броню в 500-600 мм, и предлагали в связи с этим вообще отказаться от брони. Комитет не принял этой точки зрения и выдвинул требование: создать корабль с броней в 600 мм. Именно это требование и породило цитадельный броненосец “Инфлексибл”. “Представьте себе бронированную плавучую цитадель в 110 футов длиной и 75 шириной, возвышающуюся на 10 футов над водой и увенчанную двумя круглыми двухорудийными башнями, размещенными в углах цитадели по диагонали, — писал преемник Рида Барнаби, — уясните себе, что все эти орудия могут стрелять разом в нос, в корму и на оба борта, а попарно — в любую точку горизонта. Добавьте к нижней подводной части цитадели корпус корабля, оканчивающийся тараном в носу и двумя винтами и рулем в корме, — и вы получите боевую схему этого корабля”.

Ушедший в отставку Рид подверг “Инфлексибл” резкой критике, что не помешало ему, однако, претендовать на авторство идеи цитадапьного броненосца, когда он узнал, что итальянцы опередили англичан в разработке этого типа броненосцев, заложив “Дуилио” и “Дандоло”. О “Дуилио” говорили, что его наступательные качества превышают оборонительные. И действительно, неся броню в 355 мм, этот корабль был вооружён самыми мощными пушками того времени — четырьмя 450-мм нарезными, орудиями Армстронга. Установив на “Дуилио” торпедные аппараты и ангар для быстроходного минного катера, который ночью мог тайно устремляться навстречу противнику, итальянцы, можно сказать, на лету перехватили у “Инфлексибла” славу самого мощного броненосца.

(Статья Г. Смирнова из журнала “Моделист-Конструктор”).

Первые английские
башенные броненосцы
и русский броненосец
"Петр Великий".

Английские и итальянские цитадельные броненосцы,
"Инфлексибл" и "Дуилио".

На первую страницу сайта

 


 
[an error occurred while processing the directive]